Жалоба в ЦБ РФ: как правильно написать и отправить
При взаимодействии с банками и МФО у граждан могут возникать различные проблемы и спорные вопросы. Отстоять свои права потребители могут несколькими способами. Один из них — составить жалобу в Центральный Банк России, который отвечает за эффективность финансовой системы страны: под его контролем находятся как коммерческие банки, так и иные кредитные учреждения.
Причины написания жалобы на банк или МФО
Оформляя кредитный продукт в банке или заем в МФО, заемщики не всегда понимают, с чем могут столкнуться. Как следствие, они совершают ошибки, которые могут усугубить проблемы, исходящие непосредственно от кредитующей организации.
Часто в Центральный Банк обращаются с такими претензиями:
- изменение договора без согласования с клиентом;
- блокировка счета по непонятным причинам;
- повторное списание денег со счета за уже оплаченный долг;
- отказ финансового учреждения выдать бумажный экземпляр договора;
- навязывание дополнительных услуг или их подключение без полученного согласия пользователя;
- передача недостоверных сведений в НБКИ и испорченный кредитный рейтинг;
- отказ в предоставлении кредитных каникул;
- неправомерное (по мнению гражданина) снятие денег со счетов, в том числе по исполнительному производству;
- распространение персональных данных или их не полноценная защита, которая повлекла за собой утечку информации;
- кредитной организацией производятся неконтролируемые телефонные звонки контактным лицам, с целью взыскания долга с заемщика.
В сущности, причины, по которым потребители обращаются с жалобами, разнообразны — определенного перечня нарушений не существует.
Как написать жалобу в ЦБ
Прежде чем отправлять претензию в Банк России, необходимо попытаться решить вопрос непосредственно с финансовой организацией. Причем принципиально важно не только узнать ответы сотрудников компании, но и затребовать отсылки на документацию, которой они руководствуются. Все изложенные документы (правовые и внутренние) можно будет использовать для составления и отправки жалобы в ЦБ РФ.
При написании текста обращения руководствуйтесь определенными правилами:
- Официально-деловой стиль письма. Максимальное количество фактов и меньше эмоций. Это поможет быстрее понять возникшую ситуацию и предоставить конкретный ответ.
- Краткое, но емкое содержание. Уход от сути проблемы и многословие может повлиять негативно и обращение не рассмотрят.
- Обязательное указание данных заявителя. Центральный банк не рассматривает жалобы без указания информации о составителе.
Образец жалобы
Процесс подачи и рассмотрения жалобы Центробанком
Центральный Банк Российской Федерации разбирает жалобы граждан на легальные финансовые учреждения, в их числе не только коммерческие банки, но также ломбарды, страховые компании, популярные МФО и другие компании.
Оформляя кредит в банке или займы без платных услуг и подписок, заемщик может столкнуться с несоблюдением условий договора или другими спорными моментами.
Если потребитель считает, что нарушили его права, то он имеет полное право:
- Составить претензию.
- Прикрепить подтверждающую документацию (при наличии).
- Отправить жалобу одним из способов, приведенных нами выше.
Анализ претензий проводится Центральным Банком на основании Федерального закона №59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” от 02 мая 2006 года.
Извещение о регистрации поступившей жалобы и ответ на нее будут отосланы пользователю на адрес электронной почты, прописанный в обращении.
Важно обратить внимание, что ответная реакция на письмо не будет предоставлена, если в нем не указаны персональные данные гражданина, а именно: ФИО и личная электронная почта.
По основному принципу, обращение рассматривается до 30 календарных суток с момента регистрации. Если конкретный случай потребует запроса документов в иных организациях, то срок ответа могут увеличить до 60 дней с непременным информированием об этом заявителя.
В случае, когда претензия потребителя содержит вопросы, которыми занимается другой орган, Банк России в течение семи дней со дня учета обращения пересылает его утвержденному должностному лицу или органу, в квалификацию которых включено решение обозначенной проблемы. При этом гражданин, оформивший жалобу, уведомляется о переадресации своего письма.
Какие структуры, помимо ЦБ РФ, рассматривают жалобы на банки и МФО
Определенные виды нарушений прав клиентов финансовых учреждений рассматриваются федеральными органами власти. Поэтому направить жалобы граждане могут в несколько разных мест. Наиболее востребованные варианты рассмотрим ниже.
Организация | Что рассматривает | Как обратиться |
Роспотребнадзор | Возможные нарушения Закона о защите прав потребителей. Например, предустановленная страховка в кредитном договоре | Оформить претензию удаленно на официальной странице Роспотребнадзора в Сети или направить жалобу по электронной почте на адрес территориального органа данного учреждения. Также это можно сделать по факсу и в определенных случаях через МФЦ. |
Федеральная антимонопольная служба | Предоставление клиенту финансового учреждения ложной информации. Один из вариантов — недобросовестная реклама, вводящая потребителя в заблуждение. | Самый быстрый вариант — отправить жалобу через специальную форму на официальном сайте ФАС. |
Роскомнадзор | Нарушения правил хранения и обработки персональных сведений, а также неправомерное их использование. | Жалобу возможно написать дистанционно на Интернет-сайте организации, а также составить бумажный вариант и принести его лично или отправить по почте. |
Запросы в вышеупомянутые государственные учреждения разбираются максимум 30 календарных дней. В определенных случаях срок могут продлить еще на 30 дней, поставив заявителя в известность.
Стоит отметить, что жалобы в несколько контролирующих органов возможно направлять одновременно. Необходимость этого возрастает, если между гражданином и финансовой организацией назревают судебные разбирательства. В этом случае важно будет иметь содействие опытного юриста, который поможет собрать обязательные документы, учитывая законодательство РФ и соблюдая при этом установленные нормы и процедуры.