Жалоба на коллекторов — как и куда ее подать?

Кредитные продукты банка привлекают заемщиков ставками, а займы онлайн круглосуточно — простотой оформления. Но если клиент вовремя не погасит задолженность, то кредитор имеет право передать ее коллекторам. А дальше гражданин может столкнуться с угрозами и шантажом со стороны взыскателей. Куда жаловаться, чтобы прекратить бесконечные звонки и запугивание? Разберемся в этом ниже.
Когда коллекторы действуют незаконно
Получая в банке кредитный продукт или оформляя в микрофинансовой организации займ без отказа, клиент не всегда представляет, чем для него может обернуться невыплата заемных средств. Кредитное учреждение на законных основаниях может передать долг коллекторам. Получив такую информацию, гражданину лучше заранее быть готовым к звонкам и иным формам воздействия, даже если взыскатели будут поступать по закону (что случается не всегда).
Необходимо знать, что коллекторская деятельность строго регламентирована. Такие агентства должны состоять в специальном перечне лицензированных учреждений (расположен на сайте ФССП), имеющих право на осуществление деятельности по взысканию неоплаченной задолженности.
К противоправным действиям коллекторов относятся:
- преследование заемщика и его окружения;
- нарушение режима телефонных звонков заемщику и контактным лицам;
- угрозы и шантаж;
- физическое насилие;
- распространение персональных сведений;
- порча имущества заемщика.
Куда обратиться с жалобой на коллекторское агентство
В случае, когда коллекторы злоупотребляют своими полномочиями, нельзя оставлять безнаказанными их действия. Пожаловаться на любые нарушения в работе таких взыскателей можно в ФССП. Приставы — это один из надзорных органов за работой коллекторов. Они принимают претензии, связанные с работой агентств как состоящих, так и не состоящих в реестре. При этом сами приставы, в отличие от других взыскателей, действуют исключительно в рамках исполнительного производства.
Также должник имеет право обращаться с жалобами и в другие ведомства:
Организация | Причина обращения |
Роскомнадзор | Нарушение регламента звонков. Распространение персональных данных гражданина. Донесение информации о долге соседям, коллегам, родственникам заемщика. |
МВД | В действиях взыскателей есть проявления уголовного преступления. |
Финансовый омбудсмен | Можно обратиться с любым вопросом, относящимся к финансовыми спорам и обязательствам граждан. |
Прокуратура | Возможно обращение по поводу любого нарушениям законодательства, в том числе по вопросу бездействия других надзорных органов. |
Центральный Банк РФ | Нарушения в работе банков и микрофинансовых организаций. |
Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств | Разные нарушения, в том числе психологическое воздействие коллекторов, распространение сведений о сумме долга и т.п. Обратиться в НАПКА можно при условии, что коллекторское агентство состоит в данной ассоциации. |
Процесс написания и подачи жалобы
Для написания жалобы на действия коллекторов не обязательно посещать контролирующие органы лично. Подать претензию можно онлайн, через официальные Интернет-сайты организаций.
Чтобы обращение было рассмотрено, необходимо правильно его составить, указать конкретные факты нарушений:
- На сайте надзорной организации обязательно ознакомьтесь с правилами написания обращения.
- Укажите в тексте личные данные, в том числе ФИО, почтовый и электронный адрес.
- Не используйте грубых слов и нецензурных выражений.
- Приложите подтверждающие документы (при наличии), например, распечатку звонков (детализация), записи телефонных разговоров с коллекторами, скриншоты переписки и тому подобное.
Образец письма легко можно найти в сети Интернет.
Сроки рассмотрения и результат
Стандартный срок рассмотрения жалобы в государственных органах — 30 календарных дней. Однако срок может быть как увеличен (чаще не более чем на 30 дней), так и уменьшен в определенных случаях.
За противоправные поступки при взыскании задолженности к ответу могут привлечь агентство, отдельного коллектора или его руководителя. Наказание будут зависеть непосредственно от тяжести деяния. Возможно:
- наложение штрафа, размер которого может достигать 500 тысяч рублей;
- исключение коллекторского агентства из перечня ФССП, ликвидация лицензии, запрет на осуществление деятельности;
- применение уголовной ответственности к конкретному коллектору(за угрозу жизни, применение грубой силы и т.п.);
- привлечение к административной или гражданской ответственности.
Коллекторская организация каждый год обязана оформлять страхование своей гражданской ответственности на 10 миллионов рублей, чтобы в случае причинения вреда человеку или имуществу иметь возможность возместить ущерб.
Если незаконные действия сотрудников коллекторского бюро повлекли за собой вред человеку или порчу собственности, то должник имеет право подать гражданский иск, и добиться при этом компенсации не только имущественных повреждений, но и выплат за моральный ущерб.