Что делать, если звонят коллекторы?
Увеличение распространенности денежных займов обусловило значительный рост задолженностей перед коммерческими финансовыми организациями. Это, в свою очередь, повлияло на повышение количества передачи займов МФО коллекторским агентствам.Зачастую микрофинансовые учреждения отказываются от обращения в суд, поскольку им проще добиться возмещения задолженности своим способом – привлечение вымогателей. Действующее законодательство (№230-Ф3) регламентирует порядок взыскания финансовых средств, который существенно ограничивает права коллекторов.
Когда заемщик вовремя не вносит платежи по кредитному продукту или микрозайму, избегает общения с кредитором, а долг продолжает расти, то вполне реальна ситуация, что он столкнется со звонками и посещением коллекторов. Что делать при общении со взыскателями и куда обращаться, если они действуют незаконно? Ниже рассмотрим эти вопросы.
Может ли банк или МФО передать долг коллекторам
И коммерческие банки, и микрофинансовые организации законодательно имеют право передавать долг коллекторскому агентству. Такие действия кредиторов регулируются статьей 382 ГК РФ и статьей 12 Федерального закона “О потребительском кредите (займе)”.
Как правило, кредитная организация сначала сама пытается установить контакт с неплательщиком и взыскать средства “мирным” способом, если этого сделать не удается, тогда компания обращается к помощи коллекторов.
Что имеют право делать коллекторы
В настоящее время работа коллекторских агентств ведется в соответствии с Федеральным законом №230-ФЗ от 03 июля 2016 года. Взаимодействуя с должниками, сотрудники должны действовать, не нарушая рамки законодательства.
Коллектор вправе:
- Производить звонки с 8 до 22 часов в рабочие дни, с 9 до 20 в праздники и выходные.
Максимум один раз в сутки, два раза в неделю и восемь раз в месяц.
- Отправлять сообщения с 8 до 22 часов в рабочие дни, с 9 до 20 в праздники и выходные.
Максимум два раза в сутки, четыре раза в неделю и шестнадцать раз в месяц.
- Лично видеться с заемщиком один раз в неделю.
- Связываться с родственниками должника и иными контактными лицами, если заемщик давал на это свое согласие (например, подписал его при оформлении заявки на кредит или микрозайм).
Коллекторы действуют незаконно — что делать и куда жаловаться?
Когда коллекторские агентства превышают свои полномочия (в том числе, угрожают) гражданин имеет право пожаловаться на их действия в одну или несколько государственных структур:
- Федеральная служба судебных приставов.
- Роскомнадзор.
- МВД.
- Прокуратура.
- Финансовый омбудсмен.
- Центральный Банк Российской Федерации.
- НАПКА.
Для подачи жалобы человеку совсем не обязательно лично посещать контролирующие структуры. Написать претензию можно онлайн, через официальные сайты компаний.
При этом направленный документ имеет установленный срок рассмотрения: обычно он составляет 30 дней, но возможно его увеличение/уменьшение в определенных случаях.
Советы по правильному общению с коллекторами
Если вам поступил звонок от коллектора, советуем придерживаться следующей стратегии разговора:
- Предложите специалисту назвать свое ФИО, должность и название компании, сотрудником которой он является (если он сам не озвучил это ранее).
- Производите запись разговора, не забыв уведомить об этом собеседника.
- Озвучьте текущее число и время диалога.
- Уточните, вследствие чего ваш долг был передан коллекторам.
- Дайте ответы на вопросы специалиста, если они являются вежливыми и тактичными.
- Не называйте никаких сроков оплаты долга (даже ориентировочно).
- Запросите у взыскателей возможность для более комфортного погашения задолженности: рассрочка, отсрочка, льгота при оплате.
- Если вы считаете, что ответили на все корректные вопросы, то можете сказать это коллектору и повесить трубку.
Когда позвонивший вам человек отказывается называть свои данные и название организации, в которой работает, можно сразу прекращать разговор, а потом с записью беседы обращаться в полицию с заявлением о вымогательстве денег незнакомым лицом.
Если коллекторы пришли к вам домой
Как мы уже уточняли выше, сотрудники компаний по взысканию долга не имеют права встречаться с должником более одного раза в неделю. Если это происходит чаще, вы вправе заявить жалобу на действия специалистов в один из контролирующих органов.
При личной встрече со служащими коллекторской организации, следует придерживаться некоторых правил:
- снимайте общение на видео или попросите это сделать родственников, соседей, друзей;
- вести разговор лучше при свидетелях, и желательно, чтобы их было несколько;
- старайтесь держаться максимально спокойно, не поддавайтесь на попытки вывести вас на эмоции, не разговаривайте на отвлеченные темы;
- не позволяйте взыскателям заходить в квартиру — вы имеете на это полное право.
Коллекторов в этом перечне нет, даже если агентство включено в единый реестр лицензированных учреждений, размещенный на сайте ФССП.
Другими словами, у них отсутствуют полномочия требовать впустить их в жилье, а тем более что-то арестовать или конфисковать.
Как правильно реагировать, если позвонили по чужому кредиту?
Когда вам начинают звонить коллекторы по чужому кредиту или микрозайму, не стоит просто ждать, что это прекратится. Лучше действовать сразу. Для начала нужно сообщить специалистам о том, что согласно Федеральному закону №230-ФЗ они не имеют права привлекать вас к взысканию, если вы не выступаете созаемщиком или поручителем заемщика по конкретному долгу. Если устные предупреждения не помогают и звонки продолжаются, то стоит действовать официальным путем:
- Уточните наименование банка/МФО, в которых был оформлен кредит или микрозайм. Узнайте название коллекторского бюро, которое занимается взысканием.
- Сделайте запись, чтобы не забыть ФИО и должность звонящего.
- Оформите письменное заявление о несогласии на контакты с вами по чужой задолженности. Затем отнесите его в коммерческий банк, микрофинансовую организацию, коллекторскую компанию или отправьте почтой.
- Если после ваших действий звонки не закончатся — пишите жалобу в Центральный Банк России, прокуратуру или Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств.
Важно помнить, что любое взаимодействие между гражданином и коллекторским агентством должно происходить только в рамках законодательства, без запугивания и угроз. При нарушении прав человека он имеет все основания защищать свои интересы и безопасность, в том числе направлять жалобы в надзорные органы, а при необходимости обращаться в суд.